Программа для ресторанов, кафе и столовых

Как мы накормили детей в крупном образовательном центре

Разработали цифровую экосистему для оператора питания, обслуживающего школу в московском научном центре, и не только накормили учащихся и преподавателей, но и существенно оптимизировали расходы на персонал столовой, а также ускорили обслуживание. Рассказываем, как это было.

Экран приложения

Задача

К нам обратился крупный оператор питания, обслуживающий школы, больницы, бизнес-центры и промышленные предприятия по всей России. Задача стояла амбициозная, но интересная: разработать автоматизированную систему школьного пятиразового питания с учетом большого потока гостей, разнообразия меню и особых требований к родительскому контролю рациона учащихся.

Работу начали с аналитики и составления списка требований. Заказчик обрисовал ключевые особенности системы и обозначил требования:

  • Система питания в столовой должна иметь возможность оплаты традиционными способами (карта, QR-код, СБП, Яндекс.Пэй) и пропуском с баланса школьника.
  • Возможность для родителей легко пополнить баланс питания школьника через личный кабинет.
  • В зале столовой есть традиционная раздача, касса самообслуживания, а также буфет. Вся инфраструктура должна работать единообразно.
  • Индивидуальные меню и возможность предзаказа с выбором конкретных блюд и контролем аллергенов.
  • Интеграция со СКУД предприятия
Экран приложения крупный

Решение

На предприятии предусмотрена столовая закрытого цикла с собственной кухней, на которой организована выдача пятиразового питания. Наша задача заключалась в интеграции имеющейся инфраструктуры с цифровым приложением и бекэндом, реализующими все указанные в техническом задании требования.

Решение организации детского питания

Родителям

В качестве технической платформы мы выбрали веб-приложение. Такое решение не требует установки и «из коробки» работает на большинстве современных телефонов. Веб-приложение реализует авторизацию и доступ к личному кабинету родителя, в котором отображается личная информация об учащемся, баланс средств на его карте питания и история заказов.

Здесь же можно сделать предварительный заказ на питание в определенный день. Заказ выполняется через онлайн-меню, визуально копирующее привычные решения, используемые в маркетплейсах. Поскольку заказчик явно обозначил требование родительского контроля за питанием ребенка, мы реализовали следующие функции:

  • Просмотр коэффициента КБЖУ по каждому блюду и в целом по заказам ребенка
  • Явное указание на наличие аллергенов в каждом блюде
  • Возможность запретить ребенку заказывать блюда с аллергенами 
  • Возможность ограничить количество заказов блюд из черного списка (например, сладостей или снеков)
  • Ограничение на ежедневные траты ребенка. Это может быть просто сумма, например, не более 500 руб., или список запрещенных товаров, на которые тратиться нельзя.  

Для обеспечения обратной связи между ребенком и родителем была реализована функция уведомлений. В своем личном кабинете родитель получает уведомления каждый раз при заказе ребенком блюда, а также при изменениях в меню.

Администраторам

Система администрирования столовой позволяет управлять меню, просматривать и фильтровать заказы, формировать долгосрочную ротацию блюд. В панели администратора отображаются в реальном времени все активные предзаказы, как оплаченные, так и нет. 

Меню использует стандартную двухнедельную схему ротации: администратор настраивает меню на ближайшие две недели. В дальнейшем, меню на каждый день ротируется автоматически. Конечно, при необходимости любое блюдо в дневном меню можно заменить на другое.

Есть возможность формировать отдельные меню для определенных категорий гостей с особенностями питания, например, безглютеновое, безлактозное или вегетарианское.

В панель управления встроена система отчетов — фирменная особенность продуктов «Аверс». Отчеты позволяют получать произвольные срезы по статистическим данным: число активных покупателей, количество заказов по дням недели и по часам, популярность тех или иных блюд, финансовые отчеты.

Здесь же, в кабинете администратора настраивается список учеников, особенности их рационов, баланс.

Поскольку вход в учебное заведение ведется по пропускам, заказчик настоял на интеграции системы питания со СКУД школы. Пропуска учащихся не только открывают ворота и турникеты, но и служат основной формой оплаты обедов в столовой. За балансом следят родители.

Экран приложения - уведомления

Школьникам

Получение гостем обеда реализовано в двух ипостасях. Во-первых, ученик может просто подойти на раздачу и взять товары свободного выбора, оплатив их на кассе или в терминале самообслуживания с помощью банковской карты или персонального пропуска. В последнем случае средства спишутся с баланса.

Второй вариант — получение предзаказанного обеда через валидатор (по сути — обычный терминал «Атол»). Гость прикладывает персональную карту к валидатору и видит на экране список заказов, которые он может забрать. Заказы, готовые к выдаче, отмечены на экране зеленым. После выбора учеником заказа, терминал печатает пречек, с которым гость подходит к выдаче и забирает готовый обед.

Такое решение позволило разделить потоки школьников, получающих предзаказанные блюда, и гостей, получающих питание в порядке очереди. За счет этого удалось повысить пропускную способность столовой и улучшить качество обслуживания.

Результат

В течение 2-3 месяцев (как раз к началу нового учебного года) мы реализовали систему управления школьным питанием в школьной столовой замкнутого типа, принадлежащей крупному научно-образовательному центру. В основе лежала гибкая модульная кассовая система «Аверс», с глубокой кастомизацией под нужды заказчика.

Еще один важный результат — рост среднего чека. Цифровое меню в приложении выглядит привлекательно, мотивируя родителей выбирать своему ребенку коммерчески выгодные позиции. Другой аспект — аналитика. С помощью отчетов администратор может проанализировать заказы и видеть наиболее популярные у детей блюда, такие как, салат «Цезарь», шоколадные шарики, фруктовые десерты. А самые неходовые блюда можно из меню убрать, тем самым улучшив финансовые показатели.

В результате внедрения системы удалось существенно снизить нагрузку на персонал столовой и даже сократить его. При этом скорость обслуживания детей не только не пострадала, но даже выросла, а удобство предварительного заказа рационов уже успели оценить родители.

Счастливые сытые школьники